Header image  
«Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Брянска
имени Героя Советского Союза П. В. Кучерова»
.
 
line decor
  
line decor

 
 
 
 
 
"Восемь дней, которые осветили мою жизнь"
Автор статьи Лариса Александровна Каршкова.
Отличник народного образования,
учитель высшей категории.

Батюшка
Батюшка Белобережской церкви
отец Алексий

Прошло уже полгода после моего возвращения из Троице-Сергиевой Лавры, а я до сих пор задаю себе вопрос: почему это случилось со мной ? Почему эта великая радость была в моей жизни? Чем я заслужила такую высокую награду? Еще пять лет назад я бы ответила: волею судьбы. Но сейчас твердо знаю: это промысел Божий. Только вот зачем? Просветить меня на ниве духовной жизни? Так ведь и без того читаю только душеполезную литературу. Воцерковить? Но воцерковление мое началось уже давно, пятый год пошел, как пою на клиросе храма в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Награда Божия? Эту мысль отметаю сразу, чтоб не впасть в гордыню.

Одним словом, это произошло в моей жизни. Поездка моя на курсы преподавателей Основ православной культуры на базе Московской Духовной Академии длилась 8 дней. И эти дни настолько осветили мою суетную жизнь, наполнили светлой и чистой радостью, что до сих пор чувствую ее в душе и сердце.

День первый. Приезд.

29 июня поездом «Иван Паристый» прибываю в Москву. Солнечно и свежо, что так непривычно для мегаполиса. Тороплюсь на Ярославский вокзал, чтобы успеть на электричку Москва – Сергиев Посад. Тороплюсь, как оказывается, зря. Электрички идут в Посад каждые 10-15 минут. В вагоне обращаю внимание, что многие пассажиры в длинных юбках, платках. Нет привычного гомона. Кто- то читает небольшие тоненькие книжки (наверное, молитвы или акафисты). За окном проплывают незнакомые места, известны только названия: Лосино-Островская, Мытищи, Хотьково. В Хотькове я однажды была. Это почитаемое православием место: там, в одном из храмов женского монастыря, покоятся мощи родителей Сергия Радонежского - схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.

Вот и знаменитый Сергиев Посад. На перроне обычная вокзальная суета, кругом ларьки, бабушки с семечками. В общем, ничего особенного. Спрашиваю, как добраться до Лавры. Оказывается, это близко, минут 10-15 ходьбы. Торопясь, предвкушая радостную встречу, сворачиваю за угол и вдалеке на холме вижу знаменитые белые стены и луковки храмов. Почти бегом под горку, так же легко - вверх по узким извилистым дорожкам, мимо храма в честь мученицы Параскевы. Приближаюсь к заветному месту. На площадках, рядом с полутораметровыми, будто застывшими навечно стенами, кипит своя жизнь: продают сувениры, иконки, резную посуду и прочую привычную для таких мест мелочь. Много голубей. Так много птиц я давно не видела. Шумят, суетятся, вверх-вниз снуют в воздухе, садятся на головы и плечи. Неужели и они чувствуют особую благодать этих мест?

Надев поверх джинсов старенькую чудо-юбку с запахом и повязав платок, вхожу под своды арки, расписанной фресками.

Здравствуй, Лавра! Здравствуй, сердце русского Православия! Прими и не отвергни меня, грешную рабу Божию, в миру обыкновенную школьную учительницу. Сразу замечаю указатель «Курсы преподавателей Основ православной культуры» и иду направо. Указателей несколько, так что не заблудишься. Так, с первых шагов, сразу начинаю чувствовать заботу о себе. А вот и светлое, как солнце, здание Московской Духовной Академии. Захожу с волнением и какой-то неуместной здесь опаской. Поднимаюсь на второй этаж. На лестничной площадке в центре стены - две иконы под стеклом: Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Образы этих великих русских молитвенников здесь не случайны: они являются покровителями учащихся и помощниками в учебе. Народу много, в основном женщины. Все в длинных юбках, платочках, не видно коротких рукавов и вырезов декольте. Замечаю молодых священников в черном облачении (неужели тоже на курсы?).Весь коридор уставлен сумками, рюкзаками. Люди что-то пишут, заполняют бланки. Я тоже встаю в очередь на регистрацию. Потом, оплатив курсы, заполнив нужные бумаги, получаю талоны на питание и бейдж. Бейдж советуют не терять: это своего рода пропуск на территорию Московской Духовной Академии и в общежитие. Жить, как оказалось, предстоит за территорией Лавры: уж очень много народа прибыло на курсы, и семинарское общежитие всех не вместило. Рядом со столами регистрации стоят семинаристы. Застегнутые на все пуговицы черные костюмы со стоячими воротничками, белые рубашки, умные, серьезные лица. Один из юношей провожает меня и еще пятерых женщин в общежитие школы-гимназии при храме Петра и Павла. Это недалеко, минут семь ходьбы от Лавры. Заходим во дворик, очень чистый и ухоженный. Кругом фонтанчики и клумбы с розами и еще какими-то красивыми цветами. Комната, где предстоит ночевать, разочаровывает: небольшой классный кабинет, откуда в коридор вынесены парты. На полу матрацы, в углу иконы с лампадкой. Прогнав от себя мысль, что не за комфортом приехала, бросаю сумку и спешу назад. На выходе спрашиваю дежурного вахтера, запираются ли комнаты. Он смотрит на меня с удивлением, и мне становится стыдно за свой вопрос. Действительно, разве можно здесь не доверять, разве могут здесь случаться кражи?

Начало занятий в 14 00 , а в 13 30 обед. В трапезную, которая располагается на первом этаже Академии, большая очередь, но она быстро двигается. В двух огромных залах трапезной несколько дежурных семинаристов. Они каждого провожают за столы, которые накрыты на 8 человек. Люди рассаживаются, но никто не приступает к еде. Только когда все места заполняются, все встают и поют «Отче наш». Как хорошо, что эта молитва положена на мотив, он простой и легко запоминающийся. Пение протяжное, согласное, даже торжественное. Обед, конечно, постный. Во-первых, мы на монастырской территории, во-вторых, идет Петровский пост. Поэтому простой рассольник, чечевичная каша никого не удивляют: скромно, сытно и вкусно. После окончания обеда никто не уходит, все поднимаются, и вновь звучит молитва благодарения. Рядом с трапезной буфет, там продают соки, кофе, постную и удивительно вкусную выпечку. По мраморным ступеням поднимаемся в актовый зал. Он огромный, с высокими потолками и окнами. На сцене длинный стол, с большим экраном телевизор, в углу пианино. Позже этот музыкальный инструмент я видела неоднократно: в классах Академии, коридорах, в общежитии. В углу на сцене очень большая икона Господа Вседержителя. Стены зала окрашены в теплый абрикосовый цвет. Мягкие, обитые красным велюром кресла как будто приглашают сесть. Впервые вижу в полном составе всех слушателей курсов, 348 человек! На сцену поднимается руководитель курсов о. Киприан (Ященко). «Давайте помолимся», - просто говорит он. Все встают и поют «Царю небесный». Молитвенная песнь звучит непривычно торжественно и светло. Сразу улавливаю причину мажорного звучания: весь зал поет верхний голос. Пытаюсь подстроить нижний, чтобы вернуть молитву в привычный минорный лад, но мой голос не слышен. Да и ничего страшного. Пусть атмосфера нашего пребывания здесь будет такой же светлой и праздничной.

День второй. Лавра.

Троице-Сергиева Лавра- бесценное сокровище русского Православия. История ее начинается очень давно, почти 7 веков назад, когда монах Сергий срубил келью к северо-востоку от Радонежа.

Здесь мне приходилось бывать и прежде. Но в паломнической поездке, когда на посещение отводится немного времени, всего не рассмотришь, не оценишь, не дашь возможности душе напитаться благодатью.

В этот раз, приехав на целых 8 дней, я надеюсь увидеть все: походить на службы, чтобы помолиться и полюбоваться убранством соборов, купить литературу, подарки. Мои планы воплощаются в реальность лишь частично: уж слишком плотный график занятий.

Первое место, поражающее всех своей красотой и изысканностью, - храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он находится в бывших Царских Чертогах на 2 этаже и вплотную примыкает к Московской Духовной Академии. Туда нам предлагают пойти и совершить молебен перед началом обучения. Храм очень просторный, расписан фресками, украшен иконами, медальонами. Очень слаженно, красиво поет хор. Все певчие молоды, одеты одинаково строго. А вот наш народ ведет себя по - разному: кто - то молится, а кто-то, удивленный красотой, все время фотографирует, не зная, возможно, о том, что на съемку в храмах требуется благословение.

Храмов на территории Лавры много. Где - то службы идут каждый день, а где - то (например, в подземном храме Успенского собора) очень редко.

На южной стороне Лавры находится нарядный, изысканный Трапезный храм. Ему 300 с лишним лет. Богатое его убранство заставляет замирать сердце. Уже на ступенях, входя под сень, любуешься резными колоннами. Еще более чудесные колонны отделяют амвон от центрального нефа в самом храме. Своими витыми изгибами в стиле барокко они напоминают балдахин в соборе св. Петра в Ватикане. В этом храме три алтаря. Два из них (малых) освящены в честь святителя Иасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. А престол главного алтаря - это, конечно, дань памяти и любви к авве Сергию. Когда - то в этом месте в дни больших праздников устраивались особые трапезы для монашеской братии. Отсюда и название храма.

Во время Литургии, на которой мне удается побыть однажды, удивляюсь пению. Хора не видно, только слышно, что поют антифонно. От голосов воздух как будто колышется; невидимые качели уводят слух то вверх, то вниз, то вправо, то влево. Это особенность антифонного пения, ведь хор разделен на две группы и находится по разным сторонам храма. Голоса немолодые, похоже, поют монахи.

Во многих храмах тяжелые кованые двери. Они открыты в течение всей службы.

Успенский собор можно узнать издалека по набитым на ярко-синие купола звездам. Поистине Божественное небо, куда вознеслась после своего Успения Пречистая Богородица. Образ Матери Божьей особо почитаем в Православии. Она, конечно же, укрепляла нелегкую жизнь преподобного Сергия. Здесь, в подземном храме собора, хранятся останки патриархов всея Руси: Алексия 1 и Пимена. Другая почитаемая святыня этого места - гроб Сергия Радонежского.

Каждый, приехавший в Лавру, чтобы помолиться и причаститься, не минует надвратного храма Иоанна Предтечи. Исповедь идет здесь каждый день утром и вечером.

Визитная карточка Лавры - это, конечно же, 90 - метровая колокольня. В разные времена она была окрашена то в розовый, то в голубой цвет. Ныне она бирюзовая. Ее золоченый куполок напоминает пламя свечи. Да и вся она, взлетающая в поднебесье, напоминает горящую жертву Богу, возженную любовью русских людей. Часы на колокольне отсчитывают время, а благовесты и перезвоны приглашают на молитвенные службы.

Богослужения совершаются и в других храмах Лавры, работают экономские службы, больница. В трапезных можно перекусить монастырской пищей, разнообразной и вкусной. Особый интерес вызывают у паломников книжные и сувенирные лавки. Здесь можно купить все: от свечки до подарочного издания книги. Много ювелирных украшений, икон по самой разной цене. Особенно много слушателей курсов встречаю в книжных лавках. Покупают методическую литературу, ноты, аудио - и видеоматериал.

В течение нескольких дней своего пребывания неоднократно задаю себе вопрос: когда Лавра убирается? Кто за ней ухаживает? Не видела ни разу, чтобы кто - то поливал цветники, косил лужайки. Чистота и ухоженность дорожек, клумб, крон деревьев доказывает, что уборка все же совершается и, вероятно, ночью или ранним утром.

На территории можно встретить и монахов, всегда спешащих по своим делам, и иностранных экскурсантов. Последние заметны сразу: громко говорят, много фотографируют, показывают куда - то пальцем. И, конечно, никакого благоговения и сдержанности. Это отличает их от русских экскурсантов и паломников, которые на этой святой территории как - то внутренне подбираются и ведут себя чинно и неспешно.

Площадь перед центральными воротами вымощена камнем. Сколько ног прошлись по ним, выровняли, отполировали! Здесь много нищих. Облик их не вызывает жалости, а, наоборот, часто раздражает. Таких попрошаек много и рядом с нашими брянскими храмами. Я, встречая их, часто вспоминаю свое детство, когда в наш дом приходили «настоящие нищенки». Бабушка их всегда привечала, поила чаем, давала (не деньги!) хлеба и яблочко. Потом они долго сидели на кухне и говорили на «божественные темы», а я слушала. Может, именно с этих бесед и начался мой долгий, через всю жизнь, путь к Богу.

Хожу по Лавре и мечтаю: вот бы моих учеников сюда! В течение нескольких дней можно изучить всю культуру русского народа, вспомнить важные моменты его истории и, конечно же, познакомиться с чудесным миром Православия.

Видимая жизнь монастыря начинается в 5 часов утра с братского молебна и замирает поздно вечером.

Мы, гости на этой территории, предупреждены с самого начала: после 23 часов никого в Лавре быть не должно, ведь ее населяют мужчины. Каждый раз уходим на ночлег с сожалением и неохотой. На выходе - поясной поклон: Преподобный Отче наш Сергие, моли Бога о нас!

День третий.
Московская Духовная Академия.

Иду по коридору Академии и рассматриваю фотографии. В них - вся история Академии 20 века. Строгие, умные глаза смотрят на нас, потомков, не понимающих: почему они выбрали эту стезю, отреклись от стольких радостей и удовольствий мирской жизни. Нам не понять их выбора, потому что сами мы никогда не испытали такой самоотверженной любви к Богу.

Не переставая удивляться строгости семинарской жизни, однажды оказываюсь у Доски приказов и объявлений. Читаю: «… за опоздание на вечернюю молитву (дата, имя) объявить выговор и лишить стипендии на 1 месяц», «…за отсутствие на службе… (дата, имя) объявить строгий выговор и лишить стипендии на 3 месяца».Еле удерживаюсь от соблазна сфотографировать приказы, чтобы показать ученикам нашей школы.

Несколько раз приходится бывать в храме Покрова Пресвятой Богородицы, который расположен на втором этаже Академии, на вечерней молитве. Семинаристы, ожидая начала ее, тихонько шепчутся, кто - то сидит, читает. Ровно в 22 00 ударяет колокол и происходит внезапное изменение: я вижу уже других людей, серьезных, углубленных в молитву. По окончании вечернего правила у них минут 20 свободного времени, потом ровно в 23 00 - отбой.

Вот это дисциплина!

Иначе быть и не может, ведь Духовная Академия - «кузница пастырей». Здесь учатся отвергать свои желания и целиком посвящать себя Богу и людям.

Из книг и фильма узнаю удивительно интересную и трагическую судьбу Московской Духовной академии, «Альма - Матер», как ее всегда с любовью называли. Открытая 320 лет назад, она тогда называлась «Славяно - греко - латинская Академия». Это было первое богословское учебное заведение. Прошло 700 лет со времени принятия христианства на Руси, а учебных заведений, которые бы готовили богословов, катехизаторов, переводчиков, священников, не было. И вот в 1687 году на базе Иконо - Спасского монастыря в Москве открывается Академия. Первые учителя прибыли из Греции, и преподавание шло на греческом, позднее и на латинском языках.

В 1812 году здание монастыря сгорело и Академия перебралась в Троице - Сергиеву Лавру. В 1814 году Александр 1 делает учебному заведению поистине «царский» подарок: передает во владение Академии Царские Чертоги, куда еще во времена Елизаветы Петровны прибывали императорские семьи на большие праздники.

С приходом святителя митрополита Филарета (Дроздова) на должность ректора Академия становится истинно русской. Ученейший богослов, неравнодушный к делу воспитания и обучения, он стремится дать студентам глубокие научные знания. В середине 19 века Академию называют «русским Оксфордом». Чего стоит одна библиотека, четвертая в России по объему книжного фонда! Здесь хранятся 350 рукописных книг 15 века, 550 старопечатных книг Ивана Федорова, много других ценных экземпляров.

Академия живет, процветает, развивается вплоть до революции 1917 года, которая рушит порядок, создаваемый годами. Погасли лампады над ракой преподобного Сергия, закрылась Духовная Академия, а преподаватели и многие подвижники расстреляны, сосланы в тюрьмы и лагеря. Но даже находясь в ссылке, они не прекращают своего пастырского служения. Преподаватель священномученик Илларион (Верейский), мученик Иоанн (профессор Иван Васильевич Попов), гордость российской науки священник Павел (Флоренский) и многие другие, отбывая свой срок на Соловецких островах, продолжили свое служение Богу и людям.

В 1944 году, когда была вновь открыта Московская Духовная Академия, ни один из бывших преподавателей не вернулся. По указанию Патриарха Алексия 1 в саду близ учебного корпуса был открыт первый в России памятник безвинно пострадавшим.

Как известно, война 1941- 1945 г .г. во многом изменила отношение власти к церкви. В 1946 году вновь затеплились лампады над ракой аввы Сергия. Лавра реставрируется, оживает, Духовная Академия начинает новую жизнь. Но правительство постоянно вмешивается в учебный процесс, корректирует программы на свой лад. Изъятие логики, философии и многих других дисциплин из учебного плана говорит о том, что властям не нужны образованные священники и монахи.

Много пережила и перестрадала бедная Лавра и ее «дочь возлюбленная» Духовная Академия.

Сейчас во главе этой «одной большой кельи» стоит Архиепископ Евгений Верейский. Изо всех сил старается он, чтобы студенты, идущие на особое служение, жили одной крепкой семьей.

Сама Академия является местом проведения богословских форумов, конференций, встреч и контактов Русской церкви. Именно она определяет стратегию реформ богословского образования.

Любовно и приветливо приняла в свои объятия она и нас, школьных учителей, готовых нести детям знания об истории, культуре, Боге.

Я иду по академическому саду, дышу ароматом цветущих лип. Подхожу к памятным плитам. Как много их! Десятки имен; за каждым - своя история, своя судьба, своя трагедия. И лишь одно их роднит - любовь к Богу и России.

Упокой, Господи, души безвинно пострадавших рабов Твоих!

День четвертый. У Преподобного Сергия.

Троице-Сергиева Лавра- бесценное сокровище русского православия. На этом месте семь веков назад срубил келью монах Сергий. Позднее ученик его Никон на месте могилы воздвиг собор. Это одно из первых белокаменных строений. По завету главного игумена престол освящен в честь Пресвятой Троицы. Сергий хотел, чтобы, взирая на Троицу, люди могли побеждать страх в душе, рознь, недоверие мира. Непрестанно в течение веков возносится здесь молитва к Богу. Она льется бесконечно и никогда не иссякает.

Заходя в это священное место, оказываешься в 15 веке. Время как будто застыло здесь навечно. Довольно просторный притвор отделяется от храма коваными дверями. Удивительное место, где органично сочетаются молитва и созерцание. Сумрак, царящий здесь, не мешает оценить все великолепие убранства. Сотни мастеров, строя, расписывая, украшая, выразили в своей работе любовь к авве Сергию. Божественной красоты иконостас, справа рака с мощами. В 1737 году по желанию императрицы Анны над ракой возведена сень. Теплятся разноцветные лампадки под сенью, оплывают от горячих молитв свечи. Стены и потолки расписаны фресками. В этом письме, не допускающим ошибок и исправлений, оставили о себе память Андрей Рублев и Даниил Черный. Главная ценность иконостаса- рублевская «Троица», о которой столько сказано и написано! По левую сторону от Царских врат еще одна «Троица», более яркая и свежая. Это точная копия, выполненная Симоном Ушаковым.

Поистине этот храм - «дом Бога живаго».Сколько людей здесь молилось! Сколько свершилось чудес! Не иссякает очередь желающих обрести здесь утешение и помощь.

И мы, учителя, женщины, матери, обремененные житейсками заботами, тоже спешим к авве Сергию.

Живя в Лавре, невольно приобщаешься к ее уставу. Наш день начинается в половине пятого утра. Звонит чей - нибудь будильник, и начинаем подниматься. Удивляюсь легкости пробуждения, совсем нет привычного желания полежать, понежиться. Как будто кто - то толкает: вставай! Каждое утро спешим на молебен у раки Преподобного. Это особый, так называемый «братский» молебен. Ну а мы, гости Лавры, рады поучаствовать в общей молитве с монахами. Моление их особенно, неповторимо. Пение не очень стройное, но искреннее, поэтому душа невольно откликается. Так и хочется присоединиться к величанию и подпеть «Ублажаем, ублажаем тя…». Своим порядком монахи проходят мимо раки и выходят в боковые двери. Следом приложиться к мощам идем мы. Людская очередь неспешна. Много слушателей курсов, их узнаю по бейджам. Молятся все, никто не стесняется. Замирают в земных поклонах, что - то шепчут, передают стоящему у изголовья раки монаху записки, ставят свечи.

После молебна многие идут в Трапезный храм на Литургию, я же остаюсь у раки Преподобного. До завтрака еще много времени, и есть возможность послушать уникальное знаменное пение. Скоро подход к мощам перекрывают, и начинается Литургия. Поют , видимо, семинаристы. Я не знаю, каким даром надо обладать, чтобы петь (по памяти!) этим труднейшим, не поддающимся никакому запоминанию старинным распевом. Но поют слаженно, абсолютно в унисон. Настроение какое - то особенно строгое. Тысячу лет назад пели именно так, и теперь редко где сохранилось подлинное храмовое пение. Общее сумеречное освещение храма, мерцание свечей и знаменное звучание - все это создает ощущение погруженности во время и полной отрешенности от мирской суеты.

После окончания Литургии вновь двинется живая очередь к Преподобному, и в течение всего дня будет звучать акафист. «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!»

День пятый. Занятия. 

Занятия идут уже пятый день. От долгого сидения отекают ноги, дает себя знать недосыпание: часам к 10 -11 начинает клонить в сон. Чтобы не задремать прямо в кресле, выхожу на 10 минут в коридор. Чашка кофе в буфете, небольшая прогулка по фойе - и все в порядке, можно продолжать.

Курсы при Московской Духовной Академии проводятся уже в десятый раз, и организаторам удается удачно спланировать график занятий, дать возможность слушателям получить максимум знаний.

Перед нами выступают профессора и преподаватели Академии, Свято - Тихоновского Богословского института, представители духовенства. Каждый выступающий - личность, и от каждого ждем чего - то особенно интересного. Начинают все свое выступление одинаково: с молитвы «Царю небесный». Уже привыкаем, что так положено начинать всякое дело православному человеку.

За эти дни нам довелось выслушать много: вспомнить историю Церкви, поговорить о православии в литературе, искусстве, поразмышлять о событиях Ветхого и Нового Завета, углубиться в таинства богослужений.

Старались слушать внимательно, записывать, ведь по окончании курсов предстояло сдавать экзамен.

Во время лекций нескончаемым потоком плывут к кафедре записки. Судя по их содержанию и характеру вопросов, народ в зале подобрался образованный, сведущий в вопросах педагогики и православия. В числе выступающих встречаются и знакомые имена.

Лекция профессора МДА диакона Андрея Кураева называется «Почему на иконах дома такие странные». Но возможность обратиться к конкретной теме ему дают за 10 минут до окончания выделенного времени. Как только этот человек поднимается на сцену, обрушивается шквал записок. Эмоциональные, остроумные, интересные ответы выявляют в нем человека неординарного, образованнейшего, прекрасно владеющего словом.

Еще об одном замечательном человеке я узнаю в стенах Московской Духовной Академии. Это Василий Давидович Ирзабеков, азербайджанец по национальности, страстно влюбленный в Россию, в русское слово. Русский язык - не просто родной для него, он является сутью и нервом его жизни. Лишь 12 лет назад Василий Давидович принял православие и так сроднился с ним, что в настоящее время он является помощником настоятеля храма Косьмы и Дамиана в Москве. После окончания блистательной лекции слушатели моментально раскупают книгу В. Ирзабекова «Тайна русского слова». Приобрести эту замечательную книгу, да еще с дарственной записью «На молитвенную память от автора», удается и мне.

Удивляют своей просвещенностью, владением компьютерной техникой преподаватели МДА - монахи. Монахов в них выдает лишь особое облачение да взгляд, всегда опущенный долу.

Ни от одного преподавателя или священника не слышно назиданий и нотаций в отношении урока Православной культуры. Наоборот, все советуют взвешивать каждое слово, не допускать, чтобы урок ОПК превращался в «Закон Божий». Все в высказываниях корректны, деликатны.

Лекция преподавателя социологии Свято-Тихоновского Богословского института Рязанцева И. П. еще раз подтверждает истину: духовное образование в России необходимо. Вот маленький фрагмент его выступления. Я предлагаю сравнить отношение православных и неверующих людей к одним и тем же ценностям:

Ценности

Православные

Неверующие

Семья

Любовь к ближнему

Россия

Свобода

Жизнь

Любовь к Богу

Власть

Деньги

Еда

Секс

100%

96%

96%

97%

96%

95%

40%

79%

64%

65%

92%

64%

76%

100%

83%

28%

71%

94%

84%

84%

Как говорится, без комментариев.

Валерий Духанин - один из самых молодых лекторов. Выпускник МДА, кандидат Богословия, он является автором нескольких книг. Его труд «Сокровенный мир Православия» раскупается во всех книжных лавках Лавры. Книга повествует об удивительной и неповторимой красоте Православия и может быть прекрасным пособием для учителей, преподающих ОПК в старших классах.

А беседу о церковном этикете очень полезно было бы послушать не только тем, кто ходит в храм, но и нашим уважаемым депутатам и спонсорам, тем, кто привык «делать добро» под прицелом фото - и видеокамер. Запомнилась фраза, процитированная отцом Георгием:
« Цветы не кричат о том, что они благоухают, они просто благоухают».

Каждый учебный день заканчивается обменом мнений. Выступают авторы книг, учебников, завучи школ, словом, те, кто уже может поделиться опытом духовного просвещения. К сожалению, наша брянская делегация, прибывшая на курсы в составе 8 человек, ничего о себе рассказать не может. Мы робко и нерешительно делаем у себя на Брянщине лишь первые шаги.

В 21. 30 занятия заканчиваются и начинается чтение вечерних молитв прямо тут же, в зале . Читаем молитвослов по очереди, иногда идем на позднюю службу к семинаристам в храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Примерно так же проходит наш каждый день, все ближе подводя каждого к познанию истины, пониманию смысла жизни.

Занятия дороги тем, что дают возможность встреч с новыми людьми, искренно и щедро отдающими нам свои знания. За это время много узнаем, о многом задумываемся. В редкие перерывы организовываются экскурсии по Лавре. Кто - то бежит в книжную лавку за очередной порцией литературы. Получасовые промежутки на обед и ужин-это возможность не только поесть, но и обменяться впечатлениями, побеседовать с лекторами, которых просто не хотят отпускать.

Вижу живой интерес ко всему, что здесь происходит. Люди ходят возбужденные, с блестящими глазами, многие обмениваются адресами, телефонами, дисками, литературой. Поистине, собрались единомышленники.

День шестой. Люди.

Наше время пребывания в Лавре подходит к концу. Находясь здесь, объединенные общим чувством любви к Богу и своему делу, решая одни и те же задачи, превращаемся в одну большую семью. К нам обращаются полузабытым словом «матушки», и это никого не удивляет; более того, сами так начинаем обращаться друг к другу.

А сколько радости в душе! Носим ее как драгоценный дар, боясь расплескать. Каждый вечер после окончания занятий - большая очередь на исповедь. Некоторые исповедуются и причащаются, может быть, первый раз в жизни.

Там, за белокаменными стенами, - другой мир, иные отношения. Там много цинизма, лицемерия, фальши. А здесь такая благодать и Любовь, что чувствуем в себе какое - то очищение. Что происходит с нами? Что нас меняет? Может,общение с такими людьми, как
о. Киприан, взваливший на себя ответственность за нас, в общем - то чужих для него людей? Этот человек, являющийся ректором Института экспертизы образовательных программ, редактором авторских программ по предметам «Духовно - нравственное воспитание» и «Основы православной культуры», главным редактором газеты «Воскресная школа», как никто другой печется о нравственном здоровье молодежи. Несмотря на огромную занятость, он по - отечески опекает нас, успокаивает, видя, как волнуемся перед экзаменом.

Никогда и нигде не чувствовала я прежде такой заботы о себе. Заботятся о нас в трапезной, стараясь накормить повкуснее и посытнее. Во время маленьких перерывов между лекциями заходят организаторы, делая объявления, напоминая о программе следующего дня. Для нас снимают все происходящее на видео, чтобы мы имели видеозапись лекций, фотографируют. Даже в общежитии, где ночуем, включили отопление, стоило нам проговориться, что замерзаем.

Ходим удивленные и потрясенные всем, что вокруг нас происходит. Впечатлений очень много. Разговариваем даже во время обеда, что здесь не положено. Слышу однажды, как вздыхает бабушка - вахтер: «Бедная Лавра, сколько раз ты содрогнулась от этого гвалта». Понимаем, что ведем себя не совсем подобающе, но сдержать эмоций не можем. Как приятно чувствовать себя любимыми, обласканными,своими. Здесь мы «матушки», а приедем в свои школы - и станем «коллегами». И разговор пойдет другой: не о духовных проблемах детей, а о качестве успеваемости, посещаемости, каких - то показателях, процентах. Но сейчас не хочется об этом думать, поэтому наслаждаемся последними денечками, впитываем речи, насыщаемся духом Божественной Истины.

С особым нетерпением жду вечера, когда идет обмен опытом, знакомство с программами, по которым работают в регионах. Нам на Брянщине знакома лишь одна программа по Истории православной культуры - А. В. Бородиной. Я помню ее приезд в Брянск и далеко не теплый прием в стенах лицея. На курсах знакомлюсь с Л. Шевченко и О. Янушкявичене, авторами программ, по которым работают в соседних областях. Удивительно обаятельные женщины, заинтересованные не в распространении своих учебников, а в духовном просвещении и воспитании детей. Жду все восемь дней, когда же прозвучит имя А. В. Бородиной, и слышу буквально за час до отъезда, да и то вскользь. Не буду обсуждать здесь эту программу, мои коллеги уже сами, наверное, изучили все ее плюсы и минусы, но действительно жаль, что в нашей области нет альтернативы.

Огромную зависть вызывает работа по духовно - нравственному воспитанию в Белгороде. Там с 1995 года идет преподавание ОПК в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях. 720 школ области (это 130000 детей) приобщаются к миру духовной красоты. Это первый город в России, смело шагнувший в эксперимент. От А. В. Пересыпкиной узнаем, что все школьники посещают музеи Белгорода бесплатно, ездят в паломнические поездки, а преподаватели Основ православной культуры получают 30%-ную надбавку к зарплате. Все это не удивляет, когда узнаешь, что в духовном воспитании заинтересован сам губернатор. После яркого, эмоционального выступления А. В. Пересыпкиной задаю ей вопрос: 12 лет вы
« на прополке детской души», а есть ли результат? Она отвечает, что падает преступность, снижается число подростков, страдающих пьянством, наркоманией (этому была посвящена передача Аркадия Мамонтова на 1 канале ТВ).

А в Смоленске, как рассказала заместитель департамента образования Е. Довгих, каждый год проводится народный собор, который решает в том числе и проблемы, возникающие между образованием и Церковью. Словом, работа в регионах идет, кое - где даже кипит.

Перед нами выступают гости из Магадана, Петропавловска - Камчатска, Казахстана. Самая многочисленная делегация, конечно , из Московской епархии.

Думаем, анализируем, сравниваем, делаем выводы. Для того нас сюда и пригласили, чтобы максимально информировать о принципах преподавания духовно - нравственных дисциплин, повысить наше педагогическое мастерство, дать возможность поделиться опытом.

Неоднократно в течение всего пребывания на курсах слышу мнения выступающих о личности учителя, преподающего этот особый предмет. Каким должен быть этот человек? Какое образование он должен иметь? Можно ли давать вести этот урок лишь как дополнение к основной нагрузке?

Анализируя и обобщая высказывания коллег, профессоров, священнослужителей, определяю главные качества учителя ОПК: этот человек должен знать, уметь и гореть любовью к Богу.

 День седьмой. Экзамен.

Объявление об экзамене было неожиданным для большинства. Те, кто бывал раньше на курсах, об этом конечно знали. Но для нас, прибывших впервые, это известие было громом среди ясного неба. Когда на второй день на Доске объявлений появились вопросы, среди учителей возникла паника: 60 тем предстояло выучить за 7 дней! Когда их учить, если освобождаемся после 22 часов?

Вопросы, которые предлагаются нам для изучения, охватывают книги Ветхого и Нового Заветов. Здесь же история Церкви, в т.ч. Русской Православной, основные молитвы и т.д.

Вот когда я поняла, что ничего не знаю! Всегда считала себя человеком сведущим в вопросах религии, а оказывается, знания мои ничтожны. Ругаю себя за то, что, накупив когда - то книг и энциклопедий по проблемам религии, не изучила их как следует, а прочитала, как обыкновенные художественные книжки, и убрала в шкаф. Ругаю, что невнимательно слушала поучительные и очень содержательные проповеди о. Алексия у себя в Белых Берегах. Постепенно успокаиваюсь тем, что подобный экзамен будет полезен прежде всего для смирения моей гордыни, и начинаю готовиться.

Многие темы рассматриваются во время лекций, но основная подготовка идет после возвращения в общежитие. На счастье, в нашей комнате проживает (вернее, коротает ночи) Александра из Кубинки Одинцовского района. Милая, скромная тридцатипятилетняя женщина просвещает нас. Она, имея филологическое образование, служит регентом и ведет занятия в Воскресной школе. Устроившись поудобнее на матрасе, она пьет чай и рассказывает спокойно и неторопливо библейские истории. Эта умница знает все! В течение семи вечеров мы слушаем ее приятный голос, задаем вопросы, кое - что записываем.

Около часа ночи занятия заканчиваются, и мы засыпаем на свои недолгие 3 - 4 часа.

В перерывах между лекциями спрашиваем «старожилов», легко ли сдать экзамен. Все успокаивают: не волнуйтесь, сдадите. Верим и надеемся на покровительственную помощь Преподобного Сергия. Нас предупреждают, что молитвы «Отче наш», «Символ Веры», «Заповеди Блаженства» надо знать наизусть, спросят каждого.

И вот наступает день экзамена. В обед, к общему удивлению, на столах видим фрукты, вино, постный шоколад. Видимо, для поддержания сил нашей «учительской братии» дано это «великое утешение». На последних лекциях, уже перед самым экзаменом задаем вопросы, уточняем порядок сдачи.

В 19 часов нас приглашают в зал. На столах у входа разложены билеты, бумага. Беру билет и вижу, что вопросы не сложные. Решаю для себя, что пойду сдавать в первых рядах, иначе придется ждать очень долго ( в зале около 350 человек!). Ответы на вопросы почему - то просят дать письменно. Продумав ответ, кое - что записав, выхожу в холл, который соседствует с залом. Там стоит около десятка столов, и за ними наши «экзекуторы» - молодые семинаристы.

Немного смущаясь, сразу прошу прощения за свое невежество. Улыбчивый экзаменатор подбадривает меня и предлагает ответить на любые два из четырех вопросов. Рассказываю скороговоркой Заповеди Блаженства (сколько раз они спеты мной на Литургии!) и перехожу к жизни Праведного Авраама. Задав еще несколько вопросов по «Чинам русской святости», он ставит мне «5» (!) баллов. Оглушенная невероятной оценкой (ведь действительно знаю очень мало!) выхожу на улицу и звоню мужу, чтобы похвастаться удачей. Вскоре выходит Александра, и мы идем гулять с ней в академический парк.

Хорошее настроение после успешно сданного экзамена еще не улеглось. Размышляем, почему экзаменовать нас поручено семинаристам. Александра выдвигает предположение, что для будущих священников такое общение очень полезно. Это для них тоже своего рода экзамен. Ведь сегодня через каждого прошло около сорока человек. Все люди разные: и по возрасту, и по уровню подготовки, и по роду деятельности (среди слушателей есть преподаватели и общеобразовательных, и Воскресных школ). Каждый из будущих «батюшек» сегодня проверил и себя: много ли знает сам, умеет ли вести беседу.

Уже в темноте идем к святому источнику Сергия Радонежского. Надо обязательно искупаться, ведь завтра отъезд и будет некогда. У купальни небольшая очередь: это, конечно же, наши неугомонные «матушки»; поют, как и везде у святых источников, «Богородице Дево, радуйся». Поем и мы с Александрой, ожидая своей очереди. Погрузившись трижды в ледяную воду, спешно одеваемся. В общежитие приходим около 23. Наши соседки дома делятся впечатлениями от экзамена. Как оказалось, почти все слушатели курсов сдали его на «4» и «5». Но не оттого что много знаем, а потому что наши экзаменаторы были снисходительны и добры. Долго говорим, подписываем друг другу на «молитвенную память» открытки, фотографируемся.

В первый раз засыпаем спокойно, ведь экзамен сдан!
Слава Богу за все!

День восьмой. Прощание.

Милая Лавра, пришло время прощания с тобой. Привыкли- не то слово. Сроднились душой, растворились в бесконечном море добра, Любви, единения с Богом. Как будем расставаться?

Сегодня отъезд. Надо успеть многое: сдать постель, отправить посылку с книгами, получить документы о прохождении курсов, еще разок побывать у Преподобного Сергия, поклониться в знак благодарности.

Но с утра – главное! То, о чем мы еще накануне и не подозревали, то, что для меня и моих коллег стало настоящим сюрпризом. Оргкомитет вынес решение: позволить нам, слушателям, вести Литургию. За день до этого, в четверг, о.Киприан поинтересовался, есть ли среди нас певчие. Откликнулись человек 25. В перерыве откуда-то появляются ноты, и регент из Нововоронежа, матушка Анна, ведет нас на репетицию в учебный класс Академии. У нас всего полчаса. Спеться за это время просто невозможно, ведь в разных храмах и песнопения разные. Несмотря на то что все звучит несогласованно, Анна объявляет, что в 5 30 утра следующего дня мы должны быть в храме Иоанна Лествичника. Находясь в Лавре, об этом храме я прежде и не слыхала. Оказывается, это особый храм, его еще называют «семинарским».Необычен он также тем, что там, в небольшом ковчежце, хранится частичка мощей Марии Магдалины.

И вот в пятницу с утра спешим на службу. Одолев длинные подвальные коридоры семинарского корпуса (здесь идет ремонт), каким-то образом оказываемся в красиво убранном храме.

Службой руководит о.Киприан, рядом с ним вижу молодых священников с наших курсов. В голосах их волнение, но все возгласы и прошения произносятся вовремя, без ошибок и заминок. О нашем пении судить трудно, помню только ужас в глазах руководительницы нашего новоявленного хора.

Храм набит битком, похоже, весь слушательский состав здесь. Позже, когда закончится служба, нам скажут, что пели хорошо. Но я знаю, что это далеко не так. Два часа пролетают незаметно, и по окончании Литургии мы фотографируемся рядом с мощами Марии Магдалины.

Следующее, что надо сделать, - отправить посылку с литературой. В поисках почты не иду, бегу по улицам Посада. Какой же старый городок! О сегодняшнем времени говорят лишь иномарки на улицах да светофоры. В почтовом отделении все те же лица: наши «матушки», они тоже отправляют увесистые посылки.

В 12 часов последний раз собираемся в зале Академии. Прощальную беседу ведет наш дорогой человек- о.Киприан. На лице его огромная усталость, но глаза все-таки улыбаются. На сцену по очереди поднимаются представители епархий. Звучат слова благодарности, признания в любви к Лавре, Академии, Преподобному Сергию.

Потом начинается вручение удостоверений. Смотрю в свой документ и диву даюсь: неужели я все это выслушала? Слова «апологетика», «катехизис», «патрология», даже теперь, когда курсы закончены, звучат пугающе и незнакомо. Нас поздравляют, дарят небольшие комплекты методической литературы. Слова, произнесенные в напутствие, запоминаются особенно: нам желают «единства в главном, разногласия во второстепенном, а в остальном-Любви».

Невозможно описать сожаление, с которым покидаю Духовную Академию. Мне, человеку совершенно мирскому, это учебное заведение стало родным, и недосягаемым, и понятным одновременно .

Часть коллег спешит на автобус, который повезет их в Покровский монастырь, к Матроне Московской. Я же в очередной раз бегу по сувенирным лавкам. Еще раз в уме перебираю всех знакомых, друзей, коллег: всем ли я купила подарки ?

Ну, а перед самым отъездом вновь( уже в который раз!) иду к раке Преподобного. В Троицком соборе многолюдно. Присткаиваюсь в конец очереди, которая движется в одном направлении уже в течение нескольких столетий. Монах читает акафист, женский хор из 5-6 человек тихонько поет припев. Из храма не хочется уходить, поэтому иду в правый угол, где стоят женщины, начинаю подпевать. Последние слова молитв, последние поклоны покровителю и просветителю русского народа: «Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас!»

Послесловие.

Нет ни одного дня с момента моего возвращения из Лавры, когда бы я не обратилась в своих воспоминаниях к тем событиям. Скучать по Лавре начинаю сразу по возвращении-сильно, отчаянно. Перебираю и рассматриваю фотографии, книги, буклеты.

В конце октября решаю: надо ехать. И вот тем же поездом до Москвы, той же электричкой до Сергиева Посада и… здравствуй, Лавра!.

Иду по знакомым дорожкам. Любуюсь храмами, которые сквозь осеннюю позолоту листьев смотрятся особенно контрастно и празднично. Издалека гляжу на здание Академии, на какое- то время погружаюсь в воспоминания. Зайти не решаюсь. А дальше, конечно же, в Троицкий собор к Преподобному.

Смотрю на нескончаемый людской поток и думаю: нет, не угаснет Вера, покуда люди идут сюда. Возродится с новой силой Православие в нашей стране, раз столько «труждающихся и обремененных» находят здесь утешение и надежду. И хоть годами вытаптывали и выжигали в нас любовь к Богу, мы знаем, что Россия и Православие неразделимы. Я эту истину поняла.

И Слава Богу за это!

 
 
 
 
             
Hosted by uCoz