Программа
летнего
школьного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием « БЕРЕНДЕИ»
Возраст детей:
7, 5 – 16 лет
Срок реализации:
июнь, 2012 г.
1.
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть
свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен
для развития их творческого потенциала, совершенствования
личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения
в систему социальных связей, воплощения собственных планов,
удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах
деятельности.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с
его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом
коллективе, это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий,
снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных
сил, восстановления здоровья, это период свободного общения детей.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована
на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и
корректирующей семейное воспитание ребёнка. Программа универсальна,
так как может использоваться для работы с детьми из различных
социаль-ных групп, разного возраста, уровня развития и состояния
здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это
главная основа его существования и непременное условие развития.
Основная идея программы школьного оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием « Берендеи» - представление
возможностей для раскрытия творческих способностей ребёнка, создание
условий для самореализации потенциала детей в результате общественно
полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в
разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
создание условий для полноценного отдыха,
нравственного и физического воспитания, социального становления
личности ребёнка, осознания себя как части общества и природы;
Оздоровительные:
¯
Создать условия для укрепления здоровья, физической
выносливости;
¯
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную
деятельность;
¯
Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;
¯
Закаливание.
Воспитательные:
¯
Создать условия для личностного развития каждого
ребёнка;
¯
Создать условия, способствующие формированию навыков
здорового образа жизни;
¯
Содействовать формированию активной жизненной позиции
обучающихся;
¯
Способствовать ознакомлению участников лагеря с
духовным наследием;
¯
Создать условия для воспитания культуры общения.
Развивающие:
¯
Развивать способности глубокого сосредоточения,
созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных
проявлений;
¯
Создать условия для развития координированности и
коммуникативности детского коллектива – через творческую
самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных
группах, через самоуправление.
Содержание программы
Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
– это царство Берендея. Лагерь разделён на три отряда: «Солнышко»
(для учащихся 1-4 классов); «Олимпиец» (для учащихся 5 – 9 классов);
«Рукодельница» (для учащихся 5 – 9 классов)
Каждый отряд – это жители одного царства, но разных
сказочных замков. Эти замки имеют свои названия, герб, флаг. Жители
придумывают свои костюмы, подбирают песни. Население Царства живёт
по законам принятым на общем собрании . Верховным правителем
является начальник лагеря, премьер-министром – заместители
начальника лагеря, совет старейших – воспитатели, совет мудрейших –
отряд вожатых, кабинет министров – командиры отрядов.
Жители совершают разнообразные путешествия по своему
сказочному государству. В ходе путешествия проводятся различные
конкурсы и соревнования. За победу отряд награждается «царской
монетой». Этими «монетами» жители пополняют казну своего замка.
Цвет «монет» разный:
красный – спортивные достижения;
жёлтый – творчество и оформление;
синий – интеллектуальные достижения;
зелёный – трудовые успехи.
Настроение, самочувствие, впечатление от каждого дня
жители будут отражать в строительстве своего замка, используя при
этом кирпичики разных цветов. По окончании путешествия замок должен
быть построен. Кроме этого, будут подведены итоги пополнения казны
своего замка: побеждает тот, кто наберёт большее количество «царских
монет». Победители награждаются грамотами и призами.
Программный подход в организации летнего отдыха
предполагает единство всех компонентов педагогического процесса:
целей, задач, содержания, форм и методов. В содержание
воспитательной работы включено несколько направлений деятельности,
которые взаимосвязаны между собой. В каждом направлении мы
определили задачи и формы работы, через которые они реализуются.
Приоритетным направлением в нашей программе является
1. Гражданско-патриотическое направление,
которое ставит задачу:
- продолжить формирование гражданско - патриотической
позиции ребёнка через знакомство с символикой Российского
государства.
Нами выбраны следующие формы работы:
·
беседы и клубные часы «Символы моей Родины»;
·
конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия!»;
·
беседы «Наша память», посвящённые 22 июня 1941 года;
·
конкурс рисунков на асфальте « Я вижу Мир»;
·
просмотр и обсуждение видеофильмов;
Планируемый результат:
- расширение знаний об истории России,
государственных символах;
- ощущение себя «Я - гражданин».
2. Физкультурно – оздоровительное направление.
В этой сфере происходит становление у детей ценностей
здорового образа жизни, совершенствования двигательной активности
детей, развитие представлений о своём теле и физических
возможностей. Важно помочь ребёнку осознать пользу здорового образа
жизни, пользу здорового, рационального питания и соблюдения,
гигиенических правил.
Задачи:
- развивать физическую активность и пропагандировать
здоровый образ жизни;
- активизировать знания детей по основам
жизнедеятельности и безопасности;
- укрепление и поддержание здоровья;
- повышать интерес к массовым видам спорта.
Для выполнения поставленных задач планируются
следующие мероприятия:
·
ежедневная утренняя зарядка;
·
посещение бассейна;
·
участие детей в подвижных играх на свежем воздухе;
·
спортивный праздник «Весёлыми тропинками лета»;
·
сказочное путешествие по стране Здоровья;
·
участие в программе «Разговор о правильном питании»;
·
первенство по футболу;
·
участие в лагерной спартакиаде;
·
проведение бесед и инструктажей по технике
безопасности;
·
игровая программа по ПДД «Весёлый лабиринт»;
·
соблюдение режима дня.
Планируемый результат:
- сохранение здоровья ребёнка;
- физическая активность;
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- развитие представлений у школьников о рациональном
питании как составной части здорового образа жизни.
3. Познавательное направление.
В этой сфере происходит развитие ребёнка как субъекта
познания: его любознательности, инициативности, самостоятельного
поиска новых знаний, впечатлений, ответов на возникающие вопросы,
решение проблемных ситуаций.
В связи с этим перед коллективом педагогов поставлены
следующие задачи:
- организовать образовательную среду, стимулирующую
формирование художественно-эстетического вкуса и познавательную
активность детей;
- развивать творческий потенциал детей.
Для решения данных задач выбраны следующие виды
работ:
· открытие
лагеря «Здравствуй, лагерь-сказка!»;
· посещение
спектаклей театров, просмотр кинофильмов;
· посещение
школьного музея;
· сотрудничество
с детской библиотекой (программа «С книгой на каникулы»);
· игровая
программа по правилам дорожного движения «Весёлый лабиринт »;
· занятия
по интересам.
Планируемый результат:
- расширение уровня познавательных интересов детей;
- развитие навыка коллективного творчества.
4. Психотерапевтическое направление.
Задача
педагогов создать условия для преобладания у детей
чувств жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои силы,
уважение к людям.
Для решения этой задачи используется комплекс
педагогического и эмоционального воздействия:
- педагогически грамотно организованное межличностное
воздействие;
- организация комфортной пространственно-предметной
среды;
- обеспечение оптимального гибкого режима дня;
- создание условий для проведения спортивных
мероприятий, творческих занятий.
методы оздоровления:
-
витаминизация;
-
физиотерапия;
-
закаливание;
-
утренняя гимнастика;
-
спортивные занятия и соревнования;
-
беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.
методы воспитания:
-
убеждение;
-
поощрение;
- личный
пример;
-
вовлечение каждого в деятельность;
-
самоуправление.
методы образования:
- словесные
методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
- экскурсий.
- игра (игры
развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные,
игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые
игры).
- наблюдения
(запись наблюдений).
Программа будет реализована через следующие формы
работы:
·
игры
·
спортивные соревнования
·
шоу
·
праздники
·
конкурсы
·
викторины
·
прогулки, экскурсии, походы
·
выставки
·
работа кружков
·
встречи с интересными людьми
·
игровые программы
Принципы, используемые при планировании и проведении
лагерной смены:
1. создание
условий для реализации своих способностей во всех областях
досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
2.
организация досуга с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка;
3.
приветствие и принятие инициативы
ребенка;
4. создание
безопасных условий для проведения всех мероприятий;
5. профессиональное
моделирование и создание ситуации успеха при общении разных
категорий детей и взрослых;
6.
четкое распределение обязанностей и
времени между всеми участниками лагеря;
7. обеспечение
достаточным количеством оборудования и материалов для организации
полноценной работы лагеря;
8. равномерное
распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого
дня;
9. ежедневная
рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое
мнение о прошедшем дне;
10. позитивное
решение конфликтных ситуаций;
11. осуществление
тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования,
что обеспечивает реализацию принципа профессионализма в организации
работы лагеря.
Срок реализации программы:
лето 2012 года: лагерная смена, 18 дней
Ожидаемые результаты работы лагеря:
Укрепление здоровья детей;
Развитие у школьников интереса к занятиям
физкультурой и спортом;
Формирование коммуникативных умений, основы
правильного поведения, общения, культуры, досуга;
Вырабатывание навыков общественно- полезного труда;
Формирование осознанного отношения к себе, как к
части окружающего мира.
Условия участия в программе:
добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Кадровое обеспечение
Система подготовки педагогических кадров для работы в
лагере:
Одной из основных задач организационного и
методического обеспечения деятельности программы является
профессиональная подготовка специалистов.
Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых
проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет
функциональные обязанности персонала, руководит работой лагеря и
несёт ответственность за состояние воспитательной работы,
соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение
здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует
все направления деятельности лагеря.
Заместители начальника лагеря, воспитатели проводят
воспитательную работу, организуют активный отдых учащихся, несут
ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следят за
исполнением программы смены.
Медицинский работник осуществляет периодический
контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных
мероприятий, мониторинга здоровья.
Функции вожатого заключаются в помощи в организации и
участия в различных мероприятиях.
Нормативно-правовую основу деятельности лагеря
составляют следующие документы:
- Локальные нормативные акты;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Положение о летнем оздоровительном лагере;
- Правила внутреннего распорядка;
- Приказы;
- Санитарно-гигиенические правила и нормы по
организации
детского отдыха.
|