Header image  
«Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Брянска
имени Героя Советского Союза П. В. Кучерова»
.
 
line decor
  
line decor

 
 
 
 
 

Программа

 

летнего школьного оздоровительного лагеря

 

 с дневным пребыванием « БЕРЕНДЕИ»

 

Возраст детей: 7, 5 – 16 лет

 

Срок реализации: июнь, 2012 г.

 

1.     Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала,  совершенствования личностных возможностей,  приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим  стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, это период свободного общения детей.

Программа деятельности летнего лагеря  ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей  семейное воспитание ребёнка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социаль-ных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное  условие развития.

Основная идея программы школьного  оздоровительного лагеря с дневным пребыванием « Берендеи» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребёнка, создание условий для самореализации потенциала детей в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Цели и задачи программы:

Цели программы:

 создание условий для полноценного отдыха, нравственного и физического воспитания, социального становления личности ребёнка, осознания себя как части общества и природы;

Задачи программы:

Оздоровительные:

¯ Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;

¯ Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

¯ Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;

¯ Закаливание.

Воспитательные:

¯ Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;

¯ Создать условия, способствующие формированию навыков здорового образа жизни;

¯ Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;

¯ Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием;

¯ Создать условия для воспитания культуры общения.

Развивающие:

¯ Развивать способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;

¯ Создать условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.

 

Содержание программы

Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это царство Берендея. Лагерь  разделён на три отряда: «Солнышко» (для учащихся 1-4 классов); «Олимпиец» (для учащихся 5 – 9 классов); «Рукодельница» (для учащихся  5 – 9 классов)

Каждый отряд – это жители одного царства, но разных  сказочных замков. Эти замки имеют свои названия, герб, флаг. Жители придумывают свои костюмы, подбирают песни. Население Царства живёт по законам принятым на общем собрании . Верховным правителем является начальник лагеря, премьер-министром – заместители начальника лагеря, совет старейших – воспитатели, совет мудрейших – отряд вожатых, кабинет министров – командиры отрядов.

Жители совершают разнообразные путешествия по своему сказочному государству. В ходе путешествия проводятся различные конкурсы и соревнования. За победу отряд награждается «царской монетой». Этими  «монетами» жители пополняют казну своего замка.

Цвет «монет» разный:

красный – спортивные достижения;

жёлтый – творчество и оформление;

синий – интеллектуальные достижения;

зелёный – трудовые успехи.

Настроение, самочувствие, впечатление от каждого дня жители будут отражать в строительстве своего замка, используя при этом кирпичики разных цветов.  По окончании путешествия замок должен быть построен. Кроме этого,  будут подведены итоги пополнения казны своего замка: побеждает тот, кто наберёт большее количество «царских монет». Победители награждаются грамотами и призами.

Программный подход в организации летнего отдыха предполагает единство всех компонентов педагогического процесса: целей, задач, содержания, форм и методов. В содержание воспитательной работы включено несколько направлений деятельности, которые взаимосвязаны между собой. В каждом направлении мы определили задачи и формы работы, через которые они реализуются.

 

Приоритетным направлением в нашей программе является

 

1. Гражданско-патриотическое направление, которое ставит задачу:

- продолжить формирование гражданско - патриотической позиции ребёнка через знакомство с символикой Российского государства.

Нами выбраны следующие формы работы:

·          беседы и клубные часы «Символы моей Родины»;

·          конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия!»;

·          беседы «Наша память», посвящённые 22 июня 1941 года;

·          конкурс рисунков на асфальте « Я вижу Мир»;

·          просмотр и обсуждение видеофильмов;

Планируемый результат:

- расширение знаний об истории России, государственных символах;

- ощущение себя «Я - гражданин».

 

2. Физкультурно – оздоровительное направление.

 

В этой сфере происходит становление у детей ценностей здорового образа жизни, совершенствования двигательной активности детей, развитие представлений о своём теле и физических возможностей. Важно помочь ребёнку осознать пользу здорового образа жизни, пользу здорового, рационального питания и соблюдения, гигиенических правил.

Задачи:

- развивать физическую активность и пропагандировать здоровый образ жизни;

- активизировать знания детей по основам жизнедеятельности и безопасности;

- укрепление и поддержание здоровья;

- повышать интерес к массовым видам спорта.

 

Для выполнения поставленных задач планируются следующие мероприятия:

·     ежедневная утренняя зарядка;

·     посещение бассейна;

·     участие детей в подвижных играх на свежем воздухе;

·     спортивный праздник «Весёлыми тропинками лета»;

·     сказочное путешествие по стране Здоровья;

·     участие в программе «Разговор о правильном питании»;

·     первенство по футболу;

·     участие в лагерной  спартакиаде;

·     проведение бесед и инструктажей по технике безопасности;

·     игровая программа по ПДД  «Весёлый лабиринт»;

·     соблюдение режима дня.

Планируемый результат:

- сохранение здоровья ребёнка;

- физическая активность;

- приобщение детей к здоровому образу жизни;

- развитие представлений у школьников о рациональном питании как составной части здорового образа жизни.

 

3. Познавательное направление.

 

В этой сфере происходит развитие ребёнка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельного поиска новых знаний, впечатлений, ответов на возникающие вопросы, решение проблемных ситуаций.

В связи с этим перед коллективом педагогов поставлены следующие задачи:

- организовать образовательную среду, стимулирующую формирование художественно-эстетического вкуса и познавательную активность детей;

- развивать творческий потенциал детей.

Для решения данных задач выбраны следующие виды работ:

·   открытие лагеря «Здравствуй, лагерь-сказка!»;

·   посещение спектаклей театров, просмотр кинофильмов;

·   посещение  школьного музея;

·   сотрудничество с детской   библиотекой (программа «С книгой на каникулы»);

·  игровая программа по правилам дорожного движения «Весёлый лабиринт »;

·  занятия  по интересам.

Планируемый результат:

- расширение уровня познавательных интересов детей;

- развитие навыка коллективного творчества.

 

4. Психотерапевтическое направление.

 

Задача педагогов создать условия для преобладания у детей чувств жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои силы, уважение к людям.

Для решения этой задачи используется комплекс педагогического и эмоционального воздействия:

- педагогически грамотно организованное межличностное воздействие;

-  организация комфортной пространственно-предметной среды;

- обеспечение оптимального гибкого режима дня;

- создание условий для проведения спортивных мероприятий, творческих занятий.

Методы реализации программы:

методы оздоровления:

- витаминизация;

- физиотерапия;

- закаливание;

- утренняя гимнастика;

- спортивные занятия и соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.

методы воспитания:

    - убеждение;

    - поощрение;

    - личный пример;

    - вовлечение каждого в деятельность;

    - самоуправление.

методы образования:

   - словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).

   -  экскурсий.

  - игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).

   - наблюдения (запись наблюдений).

Программа будет реализована через следующие формы работы:

·        игры

·        спортивные соревнования

·        шоу

·        праздники

·        конкурсы

·        викторины

·        прогулки, экскурсии, походы

·        выставки

·        работа кружков

·        встречи с интересными людьми

·        игровые программы

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

1. создание условий для реализации своих  способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;

2. организация досуга с  учетом  индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3.  приветствие и принятие инициативы ребенка;

4.  создание  безопасных условий для проведения  всех мероприятий;

5.   профессиональное моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

6.  четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

7.   обеспечение достаточным  количеством оборудования и материалов для организации полноценной   работы  лагеря;

8.  равномерное  распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

9.   ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне;

10.  позитивное решение  конфликтных ситуаций;

11.  осуществление тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, что обеспечивает реализацию принципа профессионализма в организации работы лагеря.

Срок реализации программы:  лето 2012 года: лагерная смена, 18 дней

Ожидаемые результаты работы лагеря:

*    Укрепление здоровья детей;

*    Развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;

*    Формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;

*    Вырабатывание навыков общественно- полезного труда;

*    Формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

Кадровое обеспечение

Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.

Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит работой лагеря и несёт ответственность за состояние воспитательной  работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря. 

Заместители начальника лагеря, воспитатели проводят воспитательную работу, организуют активный  отдых учащихся, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следят за исполнением программы смены.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.

Функции вожатого заключаются в помощи в организации и участия в различных мероприятиях.

Нормативно-правовую основу деятельности лагеря составляют следующие документы:

- Локальные нормативные акты;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Конституция РФ;

- Положение о летнем оздоровительном лагере;

- Правила внутреннего распорядка;

- Приказы;

- Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации

детского отдыха.

 

     
             
Hosted by uCoz