Профильная программа отряда «Рукодельница»
школьного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием «Берендеи»
Направление:
декоративно - прикладное
Срок реализации – июнь, 2012 г.
Пояснительная записка
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора
для развития творческих способностей и совершенствования
возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи,
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Каникулы в МБОУ « СОШ № 29» гор. Брянска традиционно
рассматривают с двух позиций: с точки зрения детей и с точки зрения
взрослых. С точки зрения детей, каникулы – это оптимальное время для
отвлечения от обыденных, наскучивших занятий, развития творческого
потенциала, включения в систему новых отношений, снятия
накопившегося напряжения, восстановления сил, израсходованных в
течение учебного года, новые возможности для личностного и
социального роста. С точки зрения взрослых, каникулы – это
продолжение процесса образования личности через активное
взаимодействие ребенка с окружающей природной и социальной средой,
значимое для растущего человека, расширение поля его социального
взаимодействия, предоставление большей самостоятельности и
конструктивное изменение видов осуществляемой деятельности.
Программа отряда «Рукодельница» направлена на
развитие творческого потенциала детей.
Психологи утверждают, что практически все дети
обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при
систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение
лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети
эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную
жизнь.
Цели
и задачи программы
Цель –
раскрытие перед
детьми социальной роли изобразительного, декоративно
– прикладного и народного искусства; развитие творческих
способностей детей посредством формирования их познавательных
интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг
себя красоту; изучение различных видов декоративно – прикладного
творчества.
Задачи программы
1.
Создавать условия для организованного отдыха детей.
2.
Развивать творческие и художественные способности.
3.
Способствовать формированию культурного поведения,
санитарно-гигиенической культуры.
4.
Создавать благоприятные условия для укрепления
здоровья детей.
5.
Предоставлять ребенку возможность для самореализации
на индивидуальном личностном потенциале.
6.
Формировать умения определять последовательность
операций при изготовлении изделия из разных материалов.
Содержание программы
Основной деятельностью отряда «Рукодельница» является:
·
реализация основной идеи смены;
·
вовлечение детей и подростков в различные виды
коллективно- творческих дел;
·
работа творческих мастерских.
Лагерная смена в отряде «Рукодельница» направлена на
овладение детьми разными видами декоративно – прикладного искусства..
Лоскутная техника –
это народное прикладное искусство, имеющее
многовековую историю и богатые традиции. Своим разнообразием
лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для
убранства кухни, спальни( салфетки, прихватки для горячего и т.д.)
или гостиной ( декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная
сумка, кошелёк). Лоскутная техника проста и доступна каждому.
Ручное вязание
- одно из самых распространённых видов декоративного
искусства. Крючок и спицы способны поистине творить чудеса,
превращая старые вещи в новые или обновляя изделие, делать их более
модными. Во время лагерной смены дети смогут восполнить пробелы
художественно – эстетического образования, приобрести практические
навыки работы со спицами и крючком.
Оригами –
имеет практико-ориентированную направленность. Бумага самый
доступный материал для творчества. Данный вид работы даст
представление о технологическом процессе как совокупности правил,
требований; даст возможность овладеть различными приёмами и
способами действий с бумагой.
Бисерное плетение
– направлено на художественно- эстетическое воспитание ребёнка,
обогащение его духовного мира, на развитие художественно –
творческого потенциала личности. При работе с бисером дети получают
знания, умения и навыки в данной области, приучаются к аккуратности,
экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия.
Цветочная фантазия –
изготовление цветов из различных материалов для
украшения не только интерьера, но и одежды. Известно, что красивая
одежда существенно влияет на внешний вид человека. Поэтому навыки по
изготовлению декоративных цветов позволяют сделать жизнь более
красивой и радостной.
Работа в отряде охватывает все возможные сферы
деятельности, объединяя при этом мероприятия по образованию,
воспитанию, оздоровлению и отдых детей в единую систему. Участники
программы будут вступать в отношения
сотрудничества и содружества через участие в организации и
проведении совместных досуговых мероприятий, представленных шестью
актуальными направлениями:
1. Духовно - нравственное
Задачи:
-
организация образа жизни воспитуемого, в котором
закрепляются, развиваются положительные качества личности;
-
активизация социально-полезной деятельности
школьников в коллективе;
2 . Лечебно-оздоровительное
Задачи:
- организация отдыха и досуга детей посредствам
системы мероприятий,
учитывающих индивидуальные особенности и
возможности учащихся,
способствующих профилактике заболеваний,
формированию потребностей в здоровом образе жизни.
- учить соблюдать правила личной гигиены.
- формировать двигательные навыки;
3 . Гражданско – патриотическое
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к знаниям истории
своего Отечества;
- содействовать воспитанию патриотических чувств,
воспитанию уважения к героическим традициям нашего народа;
- воспитывать чувство гордости за наших предков,
которые храбро, смело, самоотверженно боролись за свою землю.
4. Нравственно – патриотическое
-
Задачи:
-
воспитывать чувство любви к своей Родине, её людям и
к своей семье;
-
способствовать формированию патриотических,
нравственных качеств и познавательного интереса;
-
пробудить у детей понимания красоты произведений
культуры русского
народа,
- чувство уважения к их творцам;
5. Экологическое
Задачи:
- формировать гражданское самосознание детей, любовь
к Родине;
- развивать кругозор, любознательность;
- учить детей видеть, воспринимать и чувствовать
красоту природы;
- воспитывать гуманное отношение к живой и неживой
природе.
Принципы реализации программы
Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации
программы:
1. Личностно -
ориентированный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей
социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную
деятельность;
- опора на положительные стороны личности каждого
подростка;
- создание микросоциальной среды для каждого
школьника, в которой его позитивные изменения происходили бы
максимально эффективным образом.
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, интеллектуальных
возможностей и психофизических особенностей учащихся с
ограниченными возможностями здоровья.
3. Культуросообразность воспитания:
- изучение и освоение культуры, традиций своего
народа.
4. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между
взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- создание ситуаций успеха;
- формирование чувства ответственности за принятое
решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в
соотношении с индивидуально-психологическими, возрастными
особенностями детей;
- свободный выбор деятельности и права на
информацию;
- создание возможности переключения с одного вида
деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики
дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Планируемые результаты.
Реализация программы позволит:
- укрепить и сохранить здоровье детей,
компенсировать нарушения их физического развития, психомоторики;
- развить творческие и художественные способности
детей путем овладения разными видами декоративно – прикладного
искусства;
- формировать умения определять последовательность
операций для изготовления изделий;
-
удовлетворить потребности детей и родителей в
полноценном отдыхе;
-
продолжить формировать добросовестное выполнение
общественных поручений;
-
укрепление связей между разновозрастными группами
детей;
-
приобщатся к культуре, традициям, общечеловеческим
ценностям своего народа;
-
содействовать формированию воспитанию патриотических
чувств, нравственных качеств, уважению к героическим традициям
нашего народа;
-
формирование экологической культуры;
-
творческий рост;
Ожидаемые результаты
-
охват максимально возможного количества детей в
период в летней оздоровительной компании;
- привлечение «трудных» подростков к интересным и
полезным делам, к художественному труду, что позволит добиться
снижения роста правонарушений подростков в период летних каникул;
- выполнение
запланированных мероприятий по направлениям;
- оформление
отчетных альбомов отрядов |