Header image  
«Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Брянска
имени Героя Советского Союза П. В. Кучерова»
.
 
line decor
  
line decor

 
 
 
 
 

Профильная  программа отряда «Солнышко»

летнего школьного оздоровительного лагеря

 с дневным пребыванием «Берендеи»

 

Срок реализации – июнь, 2012 год

 

Пояснительная записка

Пришкольный лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха, где смогут дети реализовать свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.

Ежегодно для учащихся  младших классов проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания «Берендеи» на базе МБОУ «СОШ № 29» гор. Брянска. В нем отдыхают ребята 1-4  классов. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

Цель и задачи программы

Цель  – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

Задачи :

1.Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.

2.Организовать  интересный, полноценный отдых детей.

3.Организовать совместную  деятельность детей и взрослых.

4.Развивать  и укреплять связи школы, семьи, учреждений  культуры и др.

Основное содержание программы

Отряд «Солнышко» работает по следующим направлениям:

Спортивно - оздоровительная работа.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

1.  Провести витаминизацию питания детей.

2.  Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в отряде является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

*    ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;

*    спортивные игры;

*    эстафеты и соревнования;

*    спортивные праздники;

*    ежедневный осмотр детей медицинским работником;

*    организация здорового питания детей;

*    организация спортивно-массовых мероприятий:

*    подвижные спортивные игры.

Организация активного досуга.

     Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

     Задачи:

     1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы           организации досуга.

     2. Организовать деятельность творческих мастерских.

     В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Формы работы:

*    Игра;

*    Конкурс;

*    Викторина;

*    Праздник;

*    Турнир;

*    Библиотечный час;

*    Посещение музея. Просмотр фильма;

*    Чтение книги;

*    Дискотека;

Организация трудовой деятельности.

Содержание деятельности детей в отряде определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования обще трудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Цель:  формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.

Задачи:

1.   Освоение социально – трудовых ролей

2.   Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.

3.   Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.

4.   Формирование умений и навыков самообслуживания.

Работа по патриотическому воспитанию

Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.

Формы:

*    экскурсия по родному краю;

*    беседа «Символика Российской Федерации

*    посещение  музея;

*    конкурс рисунков «Мой любимый край!»

*    экологический КВН

Механизм реализации программы

Программа  отряда «Солнышко»  опирается на следующие принципы:

 Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам отряда необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

 Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в отряде  является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику отряда почувствовать себя творческой личностью.

 Принцип демократичности

Участие всех детей  в мероприятиях с целью развития творческих способностей.

Принцип  дифференциации  воспитания

·     отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

·     создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

·     взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

·     активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип  творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

·     необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

·     оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

·     вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

·     сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

·     постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

·     грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично   меня»);

·     грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

·     грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

·     грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

·     грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

·     при развитии детского самоуправления;

·     при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.

·     при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

 

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

·     добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

·     доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

·     с учётом интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

Предполагаемые результаты программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место  и  с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий  разработаны следующие критерии эффективности:

Ø Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

Ø Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

Ø Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

Ø Творческое сотрудничество взрослых и детей.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

При хорошей организации питания, медицинского наблюдения и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

     
             
Hosted by uCoz