Профильная программа отряда «Солнышко»
летнего школьного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием «Берендеи»
Срок реализации – июнь, 2012 год
Пояснительная записка
Пришкольный лагерь – это сфера активного отдыха,
разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная
от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной
деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться,
приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные
условия для полноценного отдыха, где смогут дети реализовать свои
возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной
компенсации в свободное время.
Ежегодно для учащихся младших классов проводится
оздоровительная смена в лагере дневного пребывания «Берендеи» на
базе МБОУ «СОШ № 29» гор. Брянска. В нем отдыхают ребята 1-4
классов. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из
многодетных и малообеспеченных семей.
Цель и задачи программы
Цель
– создание системы интересного, разнообразного по
форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Задачи :
1.Создать условия для раскрытия и развития
творческого потенциала каждого.
2.Организовать интересный, полноценный отдых детей.
3.Организовать совместную деятельность детей и
взрослых.
4.Развивать и укреплять связи школы, семьи,
учреждений культуры и др.
Основное содержание программы
Отряд «Солнышко» работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа.
Цель:
сохранение и
укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Провести витаминизацию питания детей.
2. Осуществлять соблюдение охранительного режима и
правил техники безопасности.
Включает в себя использование современных методов
оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение
режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений,
витаминизацию детей.
Для оздоровления детей широко применяются методы
оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы:
чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в
отряде является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в
программу включены следующие мероприятия:
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
спортивные игры;
эстафеты и соревнования;
спортивные праздники;
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
подвижные спортивные игры.
Организация активного досуга.
Цель:
организация
содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического
вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1. Вовлечь как можно больше воспитанников в
различные формы организации досуга.
2. Организовать деятельность творческих
мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных
общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для
духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и
правил этикета, толерантности.
Формы работы:
Игра;
Конкурс;
Викторина;
Праздник;
Турнир;
Библиотечный час;
Посещение музея. Просмотр фильма;
Чтение книги;
Дискотека;
Организация трудовой деятельности.
Содержание деятельности детей в отряде определяется
общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд
позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим
миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования
обще трудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни
и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и
востребованным.
Цель:
формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую
деятельность способностей ребенка.
Задачи:
1. Освоение социально – трудовых ролей
2. Развитие у детей волевых качеств, чувства долга
и ответственности.
3. Воспитание уважения к членам коллектива,
бережного отношения к результатам труда.
4. Формирование умений и навыков самообслуживания.
Работа по патриотическому воспитанию
Цель:
формирование гармоничной личности, обладающей качествами
гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
экскурсия по родному краю;
беседа «Символика Российской Федерации
посещение музея;
конкурс рисунков «Мой любимый край!»
экологический КВН
Механизм реализации программы
Программа отряда «Солнышко» опирается на
следующие принципы:
Принцип
гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и
доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею
гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам отряда
необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов
педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества
психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей
деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в
отряде является сотрудничество ребенка и взрослого, которое
позволяет воспитаннику отряда почувствовать себя творческой
личностью.
Принцип
демократичности
Участие всех детей в мероприятиях с целью развития
творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания
·
отбор содержания, форм и методов воспитания в
соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
·
создание возможности переключения с одного вида
деятельности на другой в рамках смены (дня);
·
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
·
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика
личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой
творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания
ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих
условиях:
·
необходимо чёткое распределение времени на
организацию оздоровительной и воспитательной работы;
·
оценка эффективности пребывания детей на площадке
должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его
интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его
индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих
условиях:
·
вариантности выбора способа реализации в различных
видах деятельности;
·
сочетание форм работы, учитывающих возрастные
особенности детей;
·
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с
учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
·
грань личностного восприятия («это затрагивает или
может затрагивать лично меня»);
·
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им
нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
·
грань глобального восприятия («это нужно знать всем –
значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим
ценностям»);
·
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим
право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других,
понять их проблемы»);
·
грань личной ответственности («я отвечаю за
последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих
условиях:
·
при развитии детского самоуправления;
·
при наличии перечня реальных социально-значимых задач,
в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в
отдельности, так и группа.
·
при наличии системы стимулов, поддерживающих
инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих
условиях:
·
добровольного включения ребёнка в ту или иную
деятельность;
·
доверие ребёнку в выборе средств достижения
поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка
и его собственной вере в достижении негативных последствий в
процессе педагогического воздействия;
·
с учётом интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Предполагаемые результаты программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать
такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети)
нашел свое место и с удовольствием относился к обязанностям и
поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных
мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие
критерии эффективности:
Ø
Постановка реальных целей и планирование результатов
программы;
Ø
Заинтересованность педагогов и детей в реализации
программы, благоприятный психологический климат;
Ø
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными
формами работы;
Ø
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
При активном участии детей и взрослых в реализации
программы предполагается, что у каждого возникнет чувство
сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит
социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинского
наблюдения и правильно организованных спортивных мероприятиях
предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на
проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут
детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с
любовью относиться к своей малой Родине.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не
пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год
они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря. |